Стафилококк в зеве

Как берется мазок из носа и зева?

Для взятия мазка из горла пациенту предлагают слегка запрокинуть голову назад и широко открыть рот. На язык надавливают шпателем и проводят по слизистой оболочке зева и миндалин стерильным ватным тампоном, намотанным на тонкую палочку. Процедура совершенно безболезненная, но неприятная, так как прикосновение тампона к задней стенке горла может спровоцировать достаточно сильные рвотные позывы.

При взятии мазка из носа сначала в одну, а затем в другую ноздрю вводят стерильный тампон и проводят им по стенкам носовой полости.

Процедура взятия мазка у детей точно такая же, как и у взрослых. При заборе материала у ребенка первых лет жизни необходим помощник, который будет фиксировать голову малыша в момент процедуры.

Тампоны с кусочками слизи переносят в пробирку с питательной средой или стерильным физиологическим раствором, которые вместе с направлением доставляют в лабораторию.

Какие виды диагностики можно выполнить

После того как биологическая жидкость была получена, она направляется на исследование. Существует три способа выявления возбудителя:

  • Антигенный тест проводится при подозрении на стрептококк. Чувствителен даже к частичкам патогенных микроорганизмов. Его принято считать одним из точных и чувствительных тестов. Результаты анализа можно получить уже спустя полчаса.
  • Бакпосев подразумевает размещение полученного материала в специальной питательной среде, благоприятной для развития инфекции. С помощью этого теста можно распознать вид бактерии и определить, к какому антибиотику она чувствительна. Наибольшая достоверность будет получена в том случае, если предварительно не было произведено приема никаких противомикробных средств.
  • ПЦР анализ (полимеразная цепная реакция) метод, который позволяет определить инфекционную или генетическую болезнь, еще задолго до появления первых симптомов недуга. Суть метода заключается в том, что с помощью многократного копирования ДНК и добавления специальных реактивов, воссоздают определенный вирус или бактерию.

Кровь на стерильность и чувствительность к антибиотикам

Посев крови на стерильность проводят при подозрении на бактериемию. Для получения достоверных результатов забор крови должен проводиться до начала лечения антибактериальными препаратами.

Кровь на чувствительность к антибиотикам исследуют только после изучения крови на стерильность и выявлении в ней патогенных микроорганизмов (стафило- и стрептококков, энтерококков, менингококков и т.д.).

Определить наличие бактерий в крови при помощи микроскопии свежевзятого образца невозможно в виду того, что она не содержит необходимого количества бактерий.

Для подтверждения или исключения бактериемии, кровь помещается в специальную культуральную питательную среду и подвергается инкубации, при соблюдении температурного режима – 37С (такая температура является оптимальной для роста патогенных микроорганизмов). Это необходимо для того, что бы обеспечить видимый рост бактерий. В зависимости от вида микроорганизма (быстрорастущие или медленнорастущие), очевидный рост бактерий становится заметен через 18- 72 часа. Как правило, если через три дня в образце не наблюдается заметного роста микроорганизмов, то бактериемия маловероятна, однако наблюдение за культурой продолжают, на случай если она содержит медленно растущие микроорганизмы.

При  обнаружении роста колоний, культуру окрашивают и изучают под микроскопом. Благодаря этому определяется вид патогенов (грам-, грам+ кокки, палочки и т.д.). Далее, для более точной идентификации возбудителя, проводят посев на специальные плотные среды в чашке Петри. При помощи специальных химических тестов определяют вид микроорганизма.

После идентификации патогена проводят анализ крови на чувствительность к антибиотикам. Это необходимо для того, чтобы определить, какой антибиотик будет наиболее эффективен.

Важно понимать, что бактериемия является жизнеугрожающим состоянием, требующим немедленного назначения антибактериальных препаратов. В связи с этим, врач не может ждать результатов антибиотикограммы (обычно ответ приходит через три дня) и вынужден эмпирически назначать антибиотики широкого спектра действия

Данные посева на чувствительность к антибиотикам жизненно важны, если заболевание вызвано флорой, с приобретенной резистентностью к одному или нескольким антибиотикам. В таком случае, назначенный эмпирически препарат может оказаться не эффективным и потребуется смена препарата, которая выполняется уже на основании полученных результатов исследования.

Как берут кровь на стерильность?

Образец крови помещается в бутылку с гемокультурой, избегая любого загрязнения (контакта с кожей больного или персонала, предметами и т.д.). Бутылка с гемокультурой извлекается из холодильника непосредственно перед забором материала и согревается до комнатной температуры. После открытия внешней (пластиковой крышки), внутренняя крышка флакона обрабатывается семидесяти процентным спиртом (этиловым) в течение минуты. Кожа пациента, непосредственно над местом пункции, обрабатывается семидесяти процентным этиловым спиртом и 1-2% йодом.

После того, когда обработанный участок высохнет, необходимо выполнить венепункцию, не касаясь руками обработанной поверхности.

Кровь для исследования должна браться до начала антибактериальной терапии. При остром сепсисе необходимо выполнить 2-3 забора материала с интервалом в час. Взятие нескольких образцов увеличивает шансы обнаружить бактерии, а также позволяет отдифференцировать истинную бактериемию (бактерии в обоих образцах) от загрязнения образца бактериями (бактерии в одном образце из-за несоблюдения техники забора материала).

У лихорадящих больных кровь необходимо брать при подъеме температуры либо сразу, либо после прохождения температурного пика.

Что показывает анализ?

При расшифровке анализа учитываются промежуточные (ежедневные) и окончательные заключения. Ответы с бактериологической лаборатории классифицируются на три типа:

  • отрицательные (рост микроорганизмов  отсутствует);
  • выявлен чистый рост (рост только одного вида);
  • обнаружен смешанный рост (как правило, это свидетельствует о нарушении правил забора материала и загрязнении образца).

В окончательном результате, при обнаружении бактерий указывают их вид и результат исследования на чувствительность к антибиотикам.

Результаты диагностики

Что показывает мазок? Флора слизистой оболочки состоит из различных микроорганизмов. Мазок из зева на микрофлору показывает численность патогенных, а также условно-патогенных микробов. В небольшом количестве патогенных бактерии не вызывают развитие заболевания, как и условно-патогенные. Однако при снижении иммунной защиты организма на фоне сильного общего переохлаждения, обострения хронической патологии, простудной болезни или в послеоперационном периоде условно-патогенные бациллы начинают интенсивно размножаться, провоцируя развитие заболевания.

В норме такие инфекции как стрептококк, кишечная палочка или нейссерии могут находится в составе флоры. Это считается вариантом нормы, если их количество не превышает допустимую норму, а также отсутствуют клинические признаки инфекционного заболевания.

Стоит отметить, что браться за их уничтожение не следует, так как после окончания приема антибактериальных средств они снова заселять часть микрофлоры слизистых оболочек.

Когда врач назначает анализ, он рассчитывает получить результаты по подтверждению наличия или отсутствия определенных болезнетворных микроорганизмов, которые могли спровоцировать появление симптомов у пациента.

Расшифровка мазка из зева включает название микроорганизмов, напротив которых указывается их численность, которая выражается в особых единицах. Они стали называться КОЕ/мл, что свидетельствует о количестве бактериальных возбудителей, вырастающих в одном литре питательной среды. Сокращенно КОЕ называется колониеобразующая единица.

Если анализ показал содержание микробов десять в четвертой степени, это относится к варианту нормы. Когда результат превысил данный уровень, например, составляет десять в пятой степени, тогда подтверждается интенсивный рост микробов. Нарушение баланса между полезными и болезнетворными бактериями является дисбактериозом, что приводит к развитию болезни.

Если анализ показал «сливной рост» микроорганизмов, стоит заподозрить большое количество бацилл, которые формируют колонии при слиянии. В результатах бакпосева также указана антибиотикограмма. В ней перечисляются антибактериальные средства в виде таблички. Напротив каждого антибиотика стоит значок «+»:

  • один «+» указывает на низкий уровень чувствительности патогенного микроба в отношении данного вида антибактериального средства;
  • два «+» свидетельствует о среднем уровне;
  • 3 «+» — высокая чувствительность.

Если у болезнетворного микроорганизма отсутствует чувствительность к определенному антибиотику, тогда напротив ставится «галочка». Это означает, что выбор данного антибактериального препарата не целесообразен, так как терапевтического эффекта от его использования не будет наблюдаться.

Анализ, точнее его результаты, фиксируются на специальном бланке. Вид микроорганизмов указывается латинскими буквами:

  • отрицательным результат считается, когда мазок из горла не имеет грибковой и бактериальной флоры. В таком случае врачу стоит заподозрить вирусную инфекционную патологию.
  • положительный ответ указывает на наличие роста патогенных/ условно-патогенных микробов, которые способны вызвать инфекционно-воспалительный процесс в рото-, носоглотке. Когда отмечается увеличение грибковой флоры, в ротовой полости развивается кандидоз.

Акцентируем внимание, что в норме микрофлора может состоять из грибков, клебсиеллы пневмонии, дифте-, бактероидов, актиномицетов, псевдомонад, непатогенной нейссерии, кишечной палочки, стрепто-, менингококков, а также эпидермального стафилококка. Что касается болезнетворных микроорганизмов, из них стоит выделить листерию, менинго-, пневмококк, бациллы Леффлера, гемолитический стрептококк, бранхамеллы, гемофильную палочку, бордетеллу, золотистый стафилококк, а также грибки. Что касается болезнетворных микроорганизмов, из них стоит выделить листерию, менинго-, пневмококк, бациллы Леффлера, гемолитический стрептококк, бранхамеллы, гемофильную палочку, бордетеллу, золотистый стафилококк, а также грибки

Что касается болезнетворных микроорганизмов, из них стоит выделить листерию, менинго-, пневмококк, бациллы Леффлера, гемолитический стрептококк, бранхамеллы, гемофильную палочку, бордетеллу, золотистый стафилококк, а также грибки.

Мазок из горла – быстрая и безболезненная процедура, которая оказывает весомую помощь в диагностике инфекционных болезней.

Суть и информативность исследования

Бактериологическое исследование предполагает выделение дифтерийной палочки в чистом виде, что осуществляется путем посева флоры из носоглотки и ротоглотки в питательную среду. Информативность метода диагностики зависит от правильности подготовки пациента к исследованию. Самолечение с помощью антибиотиков, курение и применение антибактериальных пастилок для рассасывания может в значительной мере искажать результаты.

Несмотря на высокий процент точности исследования, мазок на дифтерию имеет один весомый недостаток – продолжительность проведения. Чтобы «вырастить» дифтерийную палочку в питательной среде, нужно время. А это не менее 2-3 дней. Поэтому в большинстве клиник применяется практика, когда после забора мазка, не дожидаясь его результатов, проводят детокс-терапию и антибактериальную терапию. После получения данных вносят коррективы в план лечения.

Зачем проводят процедуру

Для начала стоит понять, зачем вообще берут мазок на стафилококк у граждан. Ведь далеко не каждый человек сталкивается с данным процессом. Существует несколько причин, по которым может выполняться соответствующий анализ.

На сегодняшний день мазок на наличие стафилококка берется:

  1. При подозрениях на наличие опасных микроорганизмов у пациента, например золотистого стафилококка. Он живет на слизистой горла и носа, провоцирует воспалительные процессы на коже и слизистых покровах.
  2. Если человек заболел ангиной. В таком случае мазок из зева берется для поиска стафилококков или стрептококков, способных поражать разнообразные системы организма. Так ищется причина появления ангины.

На самом деле подготовка пациента и методика выполнения процедуры требует не так много времени и сил. Но что вообще такое мазок на стафилококк? Что это за анализ такой?

Чаще всего в виде анализа на стафилококк представляется мазок из некоторых органов. Если точнее, то он берется:

  • из зева (горла);
  • носа;
  • миндалин.

Микрофлора данных областей приблизительно одинаковая. По результатам соответствующего анализа можно будет точно сказать, какие микроорганизмы имеются у человека.

  1. При подозрениях на наличие опасных микроорганизмов у пациента, например золотистого стафилококка. Он живет на слизистой горла и носа, провоцирует воспалительные процессы на коже и слизистых покровах.
  2. Если человек заболел ангиной. В таком случае мазок из зева берется для поиска стафилококков или стрептококков, способных поражать разнообразные системы организма. Так ищется причина появления ангины.

Микробные сообщества в норме и при патологиях

Слизистая оболочка носоглотки с рождения ребенка активно заселяется сапрофитной (безобидной) и условно-патогенной флорой. При инфекциях могут также обнаруживаться и патогенные виды микробов. При изучении мазков проводят как качественное определение состава микробов, так и подсчитывают количество тех или иных групп, обитающих как в области носа, так и горла. Есть целая группа микробов, которые могут быть обнаружены в носу и глотке, и никак не вредят ребенку, врачи их прекрасно знают.

При патологиях могут выявляться совершенно иные типы бактерий – пневмо-, стафило- и стрептококки, дифтиретические бактерии, грибки и много иных возбудителей. В бланке с результатами указывают их наличие, тип микроба и его количественные характеристики. Если это патогенные, опасные микробы и необходимо решение о лечении, проводится определение чувствительности возбудителей к антибиотикам с указанием групп препаратов.

Назначение анализа

Показания к исследованию флоры зева

Данный анализ могут назначить в следующих случаях:

  • В качестве одной из процедур профилактического обследования при приеме на работу, если человек претендует на рабочее место, связанное с пищевыми продуктами, детьми, больными пациентами и всего тому подобного. Результаты анализа покажут, здоров ли человек, и может ли он работать в данной области.
  • При обследовании беременных женщин, чтобы предупредить развитие и действие бактерий, которые могут спровоцировать заболевания, осложняющие течение беременности и угрожающие жизни малыша.
  • При обследовании детей, поступающих в дошкольные учреждения для предотвращения возникновения инфекционных вспышек в детских коллективах.
  • Перед госпитализацией пациента в стационар и при подготовке к операции, чтобы убедиться в отсутствии микроорганизмов, которые могут вызвать осложнения во время послеоперационного периода.
  • Обследование людей, которые тесно контактировали с пациентами, больными острозаразными микробными заболеваниями, чтобы предотвратить дальнейшее распространение болезни.
  • Для точного выявления возбудителя, спровоцировавшего то или иное заболевание ЛОР-органов, а также для определения чувствительности этого возбудителя к применяемым медицинским препаратам.
  • Для выявления и лечения ангины, дифтерии, гайморита, фронтита, наружного отита и т.д.

Если обобщить все вышесказанное, то можно сказать, что мазок на флору назначают в двух случаях: для выяснения, не является ли человек носителем болезнетворных микробов и для выявления возбудителя какого-либо заболевания.

Подготовка

Правильная подготовка к сдаче мазка

Для того чтобы получить максимально достоверные результаты, нужно следовать определенным правилам, ведь данный анализ требует некоторой хоть и несложной, но крайне важной подготовки. Итак, перед сдачей мазка необходимо:

Итак, перед сдачей мазка необходимо:

Итак, перед сдачей мазка необходимо:

  • отказаться от любых ополаскивателей и растворов для полоскания полости рта, содержащих антисептики за 2-3 дня до процедуры
  • отказаться от спреев для горла и мазей, содержащих антибиотики и противомикробные вещества за 2-3 дня до процедуры
  • не принимать пищу и не пить никаких напитков за 2-3 часа до анализа (лучше всего вообще натощак)
  • желательно не чистить зубы в день сдачи анализа или хотя бы за 2-3 часа до него
  • не жевать жвачку

Отказаться от растворов для полоскания рта и спреев для горла необходимо потому, что они убивают большую часть микробов, находящихся в слизистой зева и сводят их количеств к минимуму. В результате анализ, конечно же, не покажет истинное количество микробов в слизистой и в мазке не будут обнаружены те бактерии, которые могут вызвать или уже вызвали заболевание.

Желательно вообще не принимать пищу и не пить в день сдачи анализа и по возможности лучше отказаться даже от стакана воды или кружки кофе с утра после пробуждения.

Таким образом, бактериям нужно немного дать волю и позволить свободно размножаться в слизистой в течение 2-3 дней без воздействия на них различных антибактериальных средств, и только тогда можно будет увидеть реальную картину.

Процедура исследования

Процедура не вызывает у пациента никаких болезненных ощущений и практически никакого дискомфорта за исключением разве что рвотного рефлекса, который может появиться от прикосновения к задней стенке горла.

В лаборатории собранный материал размещается в различные питательные среды в зависимости от того, с какой целью проводился анализ. В зависимости от реакции и поведения микробов формируются результаты анализа.

Стафилококк в мазке 10 в 3 — 10 в 5

Единицей измерения при проведении количественного анализа служит КОЕ/мл – количество колониеобразующих единиц в 1 мл исследуемого биологического материала.

Для проведения подсчетов и определения степени обсемененности, сначала подсчитывают количество однородных колоний, которые выросли в чашке Петри после посева. Они должны быть идентичными по цвету и пигментации. Затем делают перерасчет из количества колоний в степень обсеменения.

Рассмотрим на конкретном примере. Например, если в чашке выросло 20 КОЕ, это означает, что в 0,1 мл исследуемого материала содержалось 20 колоний микроорганизмов. Рассчитать общее количество микроорганизма можно так: 20 х 10 х 5 = 1000, или 103 (10 в 3). При этом исходят из того, что 20 – число колоний, которые выросли на чашке Петри, 10 — число колониеобразующих единиц в 1 мл, с учетом того, что посеяна была только одна десятая часть микроорганизмов, 5 – объем физиологического раствора, в котором была разведена проба.

Занятие 6 Тема: Инъекции Набор лекарственных средств из ампул и флаконов

Цель:введение пациенту лекарственного раствора.

Оснащение:на лотке: шприц с иглой, игла для инъекции, ватные шарики, пинцет в крафт-пакете; лекарственный рас­твор в ампулах и флаконах, стеклорез, нестерильный пинцет или ножницы, раствор 70%-ного этилового спирта, лоток для отработанного материала.

Последовательность действий

После сборки шприца медицинская сестра остается в пер­чатках и маске.

/.Набор лекарственного раствора из ампулы.

  1. Уточнить название, концентрацию, срок годности при­готовленного лекарственного средства, сравнить с на­значением врача.

  2. Встряхнуть ампулу, чтобы раствор оказался в широкой ее части.

  3. Стерильным пинцетом взять ватный шарик, пинцет вер­нуть в крафт-пакет, шарик смочить спиртом.

  4. Надпилить узкую часть ампулы стеклорезом и проте­реть шариком со спиртом.

  1. Вскрыть ампулу, отломив надпиленную часть шариком, смоченным спиртом.

  2. Вскрытую ампулу поставить на стол, шарик сбросить в лоток для отработанного материала.

  3. Открыть стерильный лоток, взять шприц в правую руку.

  4. Взять ампулу в левую руку между вторым и третьим пальцами.

  5. Ввести иглу в просвет ампулы, не касаясь ее краев сна­ружи.

  6. Оттянуть поршень на себя и набрать необходимое коли­чество раствора.

  7. Положить пустую ампулу в лоток для отработанного материала.

  8. Снять свободной рукой иглу, через которую набирали раствор, и положить ее в лоток для отработанного ма­териала.

  9. Пинцетом взять иглу для инъекции, надеть ее на подыгольный конус шприца и закрепить ее (притереть).

  10. Положить пинцет в крафт-пакет.

  11. Проверить проходимость иглы, пропустив через нее 1-2 капли лекарственного раствора (шприц находится в вертикальном положении).

  12. Положить шприц на лоток, накрыть салфеткой.

//.Набор лекарственного раствора из флакона.

  1. Уточнить название, концентрацию, срок годности при­готовленного лекарственного раствора, сверить с на­значением врача.

  2. Отметить на этикетке дату, время вскрытия флакона, поставить свою подпись.

  3. Вскрыть (нестерильным пинцетом, ножницами) цент­ральную часть алюминиевой крышки флакона.

  4. Взять стерильным пинцетом стерильный ватный шарик.

  5. Пинцет положить в крафт-пакет, шарик смочить спиртом.

  6. Обработать шариком, смоченным спиртом, резиновую пробку флакона, шарик сбросить в лоток для отрабо­танного материала.

  1. Открыть стерильный лоток, взять шприц с иглой в пра­вую руку.

  2. Проколоть резиновую пробку флакона иглой.

  3. Перевернуть флакон вверх дном, слегка приподняв и придерживая его пальцами левой руки.

10.Набрать необходимое количество лекарственного рас­твора, оттягивая поршень.

11.Снять флакон вместе с иглой с подыгольного конуса шприца, придерживая поршень, флакон поставить на стол.

12.Взять стерильным пинцетом иглу для инъекции, надеть ее подыгольный конус, закрепить ее, пинцет положить в крафт-пакет.

  1. Проверить проходимость иглы, пропустив через нее 1-2 капли раствора.

  2. Положить шприц на лоток, накрыть салфеткой.

Микроскопия и бакпосев

Каждый микроорганизм растет на своей «родной» среде с учетом рН и влажности. Среды бывают дифференциально-диагностическими, селективными, универсальными. Их основное предназначение – обеспечение питания, дыхания, роста и размножения бактериальных клеток.

Посев исследуемого материала необходимо проводить в стерильном боксе или ламинарном шкафу. Медработник должен быть одет в стерильную одежду, перчатки, маску и бахилы. Это необходимо для соблюдения стерильности в рабочей зоне. В боксе следует работать молча, аккуратно, обеспечивая личную безопасность, поскольку любой биологический материал считается подозрительным и заведомо заразным.

Мазок из носоглотки засевают на питательные среды и инкубируют в термостате. Спустя несколько суток на средах вырастают колонии, имеющие различную форму, размер и цвет.

  1. Основной средой для микробов зева и носа является кровяной агар. Это высокочувствительная среда, содержащая питательные вещества для сапрофитных и патогенных бактерий. Пневмококки и золотистый стафилококк продуцируют гемолизины и вызывают гемолиз эритроцитов. Гемолитическая активность микробов — основной фактор патогенности, которым обладает большинство болезнетворных бактерий. Характер роста, цвет и зона гемолиза отличаются у микробов разных родов и видов.
  2. Среда Сабуро или тиогликолевая среда являются универсальными и подходят для широкого круга микробов.
  3. Желточно-солевой агар — элективная среда для выращивания стафилококков.
  4. Агар с гретой кровью – шоколадный агар. Это неселективная, обогащенная питательная среда, применяемая для выращивания патогенных бактерий. На этой среде растут гонококки, гемофильная палочка и возбудители гнойных бактериальных менингитов.
  5. Среда Эндо – дифференциально-диагностическая среда для культивирования энтеробактерий.
  6. Энтерококкагар — питательная среда для выделения энтерококков.

Материал втирают тампоном в среду на небольшой площадке размером 2 кв. см., а затем с помощью бактериологической петли штрихами рассевают по всей поверхности чашки Петри. Посевы инкубируют в термостате при определенной температуре. На следующий день посевы просматривают, учитывают количество выросших колоний и описывают их характер.

Пересевают отдельные колонии на селективные питательные среды для выделения и накопления чистой культуры. Микроскопическое изучение чистой культуры позволяет определить размер и форму бактерии, наличие капсулы, жгутиков, спор, отношение микроба к окрашиванию. Идентифицируют выделенные микроорганизмы до рода и вида, при необходимости проводят фаготипирование и серотипирование.

Микроскопическое исследование осуществляется перед бакпосевом для определения клеточного состава, чтобы предусмотреть, какие колонии могут вырасти на питательной среде.

Посев на флоруобеспечивает рост колоний, на основании формы и оттенка которых устанавливается вид микроорганизмов. Основной задачей питательных сред является обеспечение дыхания и питания микробов для быстрого роста и их размножения.

Материал сеется в стерильных лабораторных условиях с соблюдением правил асептики. Медперсонал не должен забывать о защитных средствах, так как биологический материал может быть крайне опасен в инфекционном плане.

Результаты посева оцениваются ежедневно, однако окончательные выводы делают спустя неделю, анализируя окраску, форму и другие характеристики колоний.

Норма стафилококка в мазке

В норме стафилококк обязательно должен присутствовать в мазке, поскольку он является представителем нормальной микрофлоры. Его отсутствие или низкий показатель так же отрицательно сказывается на состоянии здоровья, как и завышенные показатели. В качестве нормы принято рассматривать показатель до 103 (10 в 3). Нарушением считается любое отклонение, как в сторону увеличения концентрации, так и в сторону ее снижения. Увеличение выше этого показателя является патологическим состоянием, при котором происходит выделение стафилококка в окружающую среду, даже при спокойном дыхании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector