Лечение слуха, виды, причины, степени нарушения слуха

Содержание:

Глава 6 Диагностика и терапия специфических расстройств развития речи

Нарушения понимания и активного использования могут касаться следующих основных подсистем речевой коммуникации: форма речи (соответствие речевых форм мыслительной основе); ее содержание (адекватность облечения мыслей в речевую форму) и функциональное использование языка (адекватность использования речевых форм для решения задач повседневной жизни). Хотя расстройства речи выделены в Международной классификации психических и поведенческих расстройств (МКБ-10), в отечественной традиции нарушения речи и их коррекция изучается в курсе логопедии – науке о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушением речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Логопедия тесно связана со следующими науками: 1) медицинскими – оториноларингологией, неврологией, общей психопатологией, клиникой умственной отсталости, педиатрией; 2) с лингвистическими науками и психолингвистикой; 3) с общей и специальной психологией, психодиагностикой.

В своем развитии логопедия опирается на следующие основные принципы: системность, комплексность, эволютивность («принцип развития»), рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельный подход, онтогенетический принцип, этиопатогенетический принцип, учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактический и др.

• Принцип системности – опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.

• Принцип комплексности – диагностика и терапия речевых нарушений должна строится на медико – психолого – педагогических основах.

• Принцип развития – выделение в процессе работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

• Онтогенетический принцип – разработка методики коррекционно – логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

• Принцип выявления ведущих расстройств, установления соотношения речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

• Дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

2.5.3. Основные направления компенсации последствий нарушенного слуха

Понятие о структуре дефекта, введенное Л.С. Выготским, подчеркивает системный характер нарушений, является ключевым в рассмотрении необходимых условий обучения и воспитания, способствующих успешной компенсации. Педагогическое воздействие прежде всего направлено на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Вопросы компенсации глухоты разрабатывались в исследованиях И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, А.И. Гозовой, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой и др.

От характера дефекта, возраста, в котором утрачены или нарушены функции слухового анализатора, от значения пострадавшей функции для общего развития ребенка зависит способ компенсации. Компенсация обычно происходит не сразу, а постепенно и имеет определенные стадии развития, характеризующиеся особым составом и своеобразием строения функций.

Уровень психофизиологической компенсации. Для понимания возможностей психофизиологической компенсации при нарушениях слуха следует иметь определенные сведения о патофизиологии слуха (И.Я. Темкина). Это необходимо для того, чтобы установить возможность влияния на первичный дефект (нарушения слуховых ощущений и слухового восприятия) и определить возможности использования внутрисистемной компенсации. При внутрисистемной компенсации используются сохранные нервные элементы пострадавшей функции. При обычных условиях далеко не полностью используются запасные механизмы слуховой системы, самые незначительные остатки слуха у глухих имеют большое значение для ориентации и регулирования действий. Глухие дети могут использовать следы слуховых впечатлений, которые имеют большое значение в процессе компенсации. Кроме того, в настоящее время существуют два ведущих метода коррекции потери слуха при сенсоневральной тугоухости. Первый метод называется электроакустическая коррекция и заключается в использовании слухового аппарата. Слуховой аппарат позволяет достаточно скомпенсировать потерю слуха и в большинстве случаев добиться хорошей разборчивости речи. В случае двухсторонней тугоухости IV степени и глухоты сенсоневральной природы даже многократно усиленный звук не создает слуховых ощущений у человека. При отсутствии результатов от использования слуховых аппаратов применяют кохлеарную имплантацию. Система кохлеарной имплантации – это электронное устройство, выполняющее функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток, обеспечивая электрическую стимуляцию сохранных нервных волокон.

Межсистемная компенсация связана с перестройкой взаимодействия клеток на основе образования условно-рефлекторных связей. Сложившиеся функциональные системы характеризуются устойчивостью и при выпадении какого-либо компонента не распадаются, а перестраиваются. Оглохшие дети не утрачивают словесной речи, если они утратили слух после того, как сформировались и закрепились речедвигательная и слуховая системы. В этих случаях, закрепившись в памяти детей, фонематические элементы не распадаются после утраты слуха.

Важнейшие этиологические факторы при нарушениях речи

1) Генетические факторы.

2) Экзогенно – органические факторы: инфекции, травмы, интоксикации.

А) перинатальная (внутриутробная) патология: а) иммунологическая несовместимость крови матери и плода – специфические нарушения звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха; б) внутриутробные поражения мозга – тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся с другими полиморфными дефектами развития; в) внутричерепные кровоизлияния – нарушение речи коркового генеза (алалия); при локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи – дизартрии.

Б) натальная (родовая) патология – асфиксия и родовая травма;

В) постнатальная патология

Этиологические факторы, вызывающие нарушение речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.

Лечение тугоухости

Метод лечения выбирают исходя из того, какая часть уха мешает человеку слышать — кондуктивная или нейросенсорная.

Серную пробку в наружном канале удаляют без хирургического вмешательства — врач размывает ее дезинфицирующим раствором, предварительно размягчив серу. Повреждения барабанной перепонки — рубцы, разрывы — лечатся путем проведения мирингопластики. В ходе этой хирургической операции под барабанную перепонку вставляется лоскут кожи, который перекрывает разрывы в перепонке.

Разрушенные и поврежденные слуховые косточки в среднем ухе заменяют протезами — такая операция называется тимпанопластикой. В ходе вмешательства врачом очищается полость среднего уха, удаляются поврежденные косточки, вставляются протезы, которые восстанавливают звукопроводимость.

Нейросенсорная тугоухость наиболее трудно поддается лечению. Поврежденные волосковые клетки в каналах лабиринта восстановить невозможно, однако для остановки патологического процесса могут быть назначены различные лекарственные препараты, физиотерапевтические процедуры, оксигенотерапия (барокамера)- лечение воздухом с повышенным содержанием кислорода.

Полностью восстановить слух при повреждениях органов внутреннего уха, слухового нерва и участков коры головного мозга можно при помощи слухопротезирования — установки внешних слуховых аппаратов, которые улавливают и передают колебания воздуха на специальное устройство.

Профилактика тугоухости

Для того, чтобы избежать снижения слуха, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • своевременно обращаться для обследования в случае появления первых симптомов снижения слуха;
  • полностью излечивать простудные заболевания, ОРВИ, ОРЗ, болезни ЛОР-органов (отиты, синуситы);
  • избегать мест с повышенным уровнем шума, выполнять требования техники безопасности на производстве;
  • не повышать звук в звуковоспроизводящих устройствах, особенно при использовании наушников;
  • избегать инфекционных заболеваний в период беременности.

Профилактические мероприятия

Сохранить уши здоровыми — важная задача каждого человека. Чтобы избежать осложнений в будущем, нужно придерживаться несложных правил:

  • вовремя лечите болезни уха, горла и носоглотки;
  • чтобы снизить нагрузку на уши при авиаперелёте и облегчить перелёт, при взлёте и посадке жуйте жевательную резинку или сосите леденец; если перед авиаперелётом у вас случился насморк, не забудьте взять с собой сосудосуживающие капли для носа;
  • во время эпидемий избегайте массового скопления людей, чтобы свести риск заражения к минимуму;
  • обязательно устраняйте очаги хронического воспаления носовой полости и носоглотки, чтобы инфекция не могла распространиться в уши;
  • не забывайте про правильную гигиену ушей, не используйте для чистки слухового прохода неподходящие для этого предметы (спицы, спички и другие острые предметы);
  • во время плавания в бассейне, надевайте шапочку; после обязательно промойте уши чистой водой и промокните полотенцем;
  • залог здоровья — ведение правильного образа жизни без вредных привычек, с соблюдением режима сна и отдыха, сбалансированное богатое витаминами питание;
  • избегать мероприятий и деятельности, которые могут привести к черепно-мозговым травмам;
  • если вы работаете на шумном производстве, обязательно используется промышленные наушники или промышленные бируши, а также соблюдайте нормы пребывания в шумном помещении;
  • постарайтесь ограничить прослушивание музыки в наушниках — это чревато появлению проблем с ушами уже в молодом возрасте.

И, конечно, самое главное правило — при возникновении малейших проблем со слухом, появлении эха, шума и звона — незамедлительно обращайтесь за профессиональной медицинской помощью.

Наша клиника специализируется исключительно на заболеваниях уха, горла и носа. 

Мы знаем о болезнях ушей всё, используем в лечении авторские методики и работаем на самом современном оборудовании. 

Пожалуйста, записывайтесь на приём! 

Мы будем рады вам помочь!

Народные средства

Фото: cadchertezhi.ru

Нетрадиционным подходом к лечению глухоты считается использование уникальных рецептов народной медицины, опробование и применение которых оправдано несколькими поколениями. Прием тех или иных средств следует согласовывать со специалистом, который выявит индивидуальные особенности организма и разрешит или, наоборот, ограничит их употребление. Следует помнить, что народное лечение глухоты является лишь вспомогательным методом.

Прополис

Признанными целебным средством по праву считается прополис. Его эффективность повышается, если глухота вызвана нарушениями работы сосудов или отитом и носит временный характер. Лечение проводится масляно-спиртовой эмульсией, которая состоит из 10% спиртовой настойки прополиса и растительного масла, смешанных в пропорции 1:4. Марлевые или ватные турундочки пропитанные данным составом, следует вставлять в слуховой проход на сутки, после чего заменять их новыми. Курс лечения рассчитан на 15-20 дней.                       

Чеснок

Возрастная глухота прекрасно лечится чесноком. 1 часть сока, полученного из растертых зубчиков чеснока, следует смешать с 3 частями оливкового масла и поместить в стеклянную емкость. Средство необходимо закапывать ежедневно в ушное отверстие по 1-2 капли в течение 15-20 дней. После недельного перерыва курс следует повторить.

Народные средства от глухоты предполагают применение данного эффективного средства. Кашицу свежерастертого зубчика чеснока, смешанную с 3 каплями масла камфоры, поместить в марлевый тампончик, который вставить в слуховой проход. При небольшом жжении средство удалить из уха. 

Корень аира

Глухота, как осложнение после ангины, отлично лечится настойкой из корней аира. Свежевыжатый сок из измельченных корней аира следует смешать с 20% спиртом в равных пропорциях. Средство принимать трижды в день по чайной ложке за полчаса до еды. Лечение проводится курсом, рассчитанным на 3 месяца.

Калина красная

Многие применяют следующий рецепт от глухоты и шума в ушах. Столовую ложку раздавленных ягод калины соединить с таким же объемом теплого меда. Смесь завернуть в марлевые тампоны и вставить в слуховой проход. Средство необходимо оставить на ночь. Результат проявляется спустя 2 недели регулярных процедур.

Лавровый лист

Лечение глухоты народными средствами предполагает использование этого рецепта. Пакет лаврушки промыть и залить растительным маслом. После недельного настаивания в темном месте ароматизированное масло следует закапывать по 2-3 капли в каждое ухо. Одновременно необходимо натирать этим средством виски.

Причины потери слуха у ребёнка

По данным ВОЗ, 70% случаев потери слуха у детей возникает в возрасте 2-3 лет, после риск уменьшается.

Основные причины нарушения слуха в детском возрасте – перенесение различных инфекционных заболеваний, затрагивающих ту или иную часть органа слуха. 

К наиболее опасным болезням для слуха относятся:

  • менингит
  • энцефалит
  • корь
  • грипп и его осложнения

Но чаще всего причиной нарушений слуха становится отит. Поражение стволового слухового нерва или внутреннего уха опасно возникновением полной глухоты, отит среднего уха чреваты частичной потерей слуха. Заболевания верхних дыхательных путей, носа, особенно в раннем возрасте, также представляют опасность для слуха ребёнка.

Причиной нарушения слуха у детей могут стать и механические травмы. Ушибы головы, воздействие резких громких звуков (например, гудков), взрывы. Опасно и неправильное использование лекарственных препаратов, в частности, антибиотиков – их токсическое воздействие на ещё слабый организм ребёнка может негативно повлиять на развивающийся ещё орган слуха. Именно поэтому никогда не следует давать детям антибиотики самостоятельно, без предварительной консультации и рецепта врача.

В более старшем возрасте особую опасность для органа слуха ребёнка представляет длительное воздействие звукового раздражителя – или, если говорить проще, длительное прослушивание громкой музыки, особенно в наушниках. Особую опасность представляют так называемые внутриканальные и вставные наушники – они находятся слишком близко к барабанной перепонке. Опасно и использование некачественной звуковой техники.

Причины потери слуха в пожилом возрасте

Организм пожилого человека подвергается ряду изменений, касающихся, в том числе, и слуховой системы. Атрофируются или выходят из строя разные составляющие органа слуха, теряют эластичность и звукопроводимость кости черепа и т.д.

Старческая тугоухость, или пресбиакузис, обычно развивается постепенно. Как правило, первым тревожным признаком становится плохое восприятие высоких голосов (детских, женских) и вообще всех высоких звуков. Как правило, ухудшение слуха в этом случае двухстороннее.

По формам старческая тугоухость, как правило, делится на нейросенсорную и кондуктивную. Нейросенсорная тугоухость связана с проблемами со слуховым нервом или внутренним ухом. Помимо наследственной предрасположенности, факторами развития этой формы пресбиакузиса могут стать некоторые виды инфекционных заболеваний, приём лекарственных препаратов, оказывающих токсическое воздействие на орган слуха, травмы головы и органа слуха и «изнашивание» системы из-за частого и длительного воздействия шума и шумовых загрязнений (так, в особой группе риска будут находиться представители «шумных» профессий – строителей, работников аэропорта музыкантов и т.д.)

Проблемы и изменения в среднем ухе приводят к так называемой кондуктивной тугоухости. Как правило, она связана с необратимыми процессами, происходящими в стареющем организме со временем. Нередко причиной становится деформация слуховых косточек.

Хронические заболевания, такие как ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет или заболевания, касающиеся органа слуха (отит, менингит), также увеличивают риск развития старческой тугоухости.

Проблемы со слухом: симптомы

Признаки снижения восприимчивости звуков и снижения шумового эффекта могут проявляться постепенно, хотя могут развиться и стремительно. При резком снижении слуха прогноз благоприятный, главное вовремя обратиться за профессиональной врачебной помощью. Существует несколько признаков снижения способностей улавливать звуки. Если вы обнаружили у себя хотя бы один из них, вам необходимо обратиться к ЛОР-врачу, чтобы проверить слух. 

Итак, предпосылками того, что у вас снижается восприимчивость звуков, являются следующие симптомы:

  • вам постоянно приходится переспрашивать, а окружающим повторять сказанное по несколько раз;
  • когда с вами находится несколько собеседников, вам сложно сконцентрироваться и вы теряете нить разговора;
  • вас не покидает чувство, что все вокруг специально говорят тихим голосом;
  • трудно поддерживать разговор в людном и шумном месте (например, в метро или кафе);
  • при ограниченном слухе становится трудно понимать речь детей;
  • просмотр телепередач начинается с увеличения громкости телевизора на полную мощность;
  • уже на подсознательном уровне человеку с плохим слухом приходится машинально следить за губами собеседника, чтобы не ошибиться в услышанном;
  • в минуты тишины кажется, что в ушах стоит шум или звон.

Разумеется, подобное состояние приводит человека к раздражительности, постоянному чувству тревоги и снижению самооценки. Если вы понимаете, что функции слуха утрачиваются, не медлите и обращайтесь к ЛОР-врачу, чтобы получить грамотную своевременную помощь и избежать полной потери слуха.

Специальное образование детей, имеющих особые образовательные потребности, является_________специальной педаогики

а) предметом

б) направлением

в) объектом

г) целью

84. Методом специальной педагогики, позволяющим выявить особенности речи детей в разных ситуациях общения, является…

а) анкетирование

б) наблюдение

в) моделирование

г) изучение документов

85. Специально организованной проверкой педагогической эффективности коррекционно-развивающей работы является…

а) обучающий эксперимент

б) ранжирование

в) изучение литературных источников

г) моделирование

86. Образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся, называются…

а) специальными учебными программами

б) общеобразовательными предметами

в) учебными планами специальных школ

г) государственными образовательными стандартами специального образования

87. Рельефное рисование, черчение являются учебными предметами в школе для…

а) незрячих

б) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

в) глухих

г) детей с интеллектуальным недоразвитием

88. Наполняемость дошкольных образовательных учреждений для аномальных детей…

а) вариабельна

б) меньше, чем в массовых

в) больше, чем в массовых

г) не отличается от массовых

89. Глухие дети обучаются в специальной (коррекционной) школе…

а) I вида

б) II вида

в) IV вида

г) VIII вида

90. Обучение в школе VIII вида осуществляется в течение…

а) 5 лет

б) 10 лет

в) 15 лет

г) 2 лет

91. Процесс возвращения лица с отклонениями в развитии к общественно-полезной деятельности и адекватным взаимоотношениям с людьми называется…

а) социальной реабилитацией

б) социальной адаптацией

в) компенсацией

г) абилитацией

92. К компонентам личностной реабилитации относится…

а) лечение недостатков, последствий дефекта

б) восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков

в) преодоление чувства малоценности, маргинальности

г) восстановление познавательных процессов

93. Педагогическая реабилитация осуществляется через…

а) приобщение к активной жизни общества

б) восстановление утраченных познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств

в) снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов

г) лечение недостатков, ликвидацию последствий дефекта

Кондуктивные и сенсоневральные нарушения слуха

Кондуктивные нарушения слуха характеризуются наличием ухудшения проводимости звуков благодаря дефектам в наружном или среднем ухе. Нормальную проводимость звуковых сигналов обеспечивают только правильно функционирующие слуховой проход, барабанная перепонка и ушные косточки. При любых нарушениях вышеперечисленных органов наблюдается частичное снижение слуха, названное тугоухостью. При частичном нарушении слуха происходит некоторое ухудшение возможности воспринимать звуковые сигналы. Кондуктивная тугоухость позволяет распознавать речь, если индивид имеет возможность её услышать.

Кондуктивные нарушения слуха возникают вследствие:

  • непроходимости слухового прохода,
  • аномалий в строении и функционировании среднего уха, а именно барабанной перепонки и/или ушных косточек.

Сенсоневральные нарушения слуха обусловлены дефектами функционирования внутреннего уха (улитки), или нарушением правильной работы слухового нерва, или отсутствием возможности определённых мозговых зон воспринимать и обрабатывать звуки. В первом случае наблюдается патологическая деформация волосковых клеток, которые расположены в кортиевом органе улитки. Во втором и третьем случаях сенсоневральные нарушения слуха возникают из-за патологии VIII черепного-мозгового нерва или отделов мозга, которые отвечают за слуховую систему. При этом достаточно редким явлением считается нарушение функционирования исключительно слуховых зон мозга, которое называется центральным нарушением слуха. В этом случае больной может слышать нормально, но при настолько низком качестве звука, что он не может вообще понять слова других людей.

Сенсоневральные нарушения органов слуховой системы могут приводить к глухоте различных степеней – от низкой до высокой, а также к потере слуха в полном объёме. Специалисты считают, что сенсоневральная тугоухость чаще всего вызвана патологическими изменениями функционирования волосковых клеток улитки. Такие дегенеративные изменения могут носить как врождённый характер, так и приобретённый. При приобретённых трансформациях их причиной могут стать инфекционные заболевания ушей, либо шумовые травмы, либо генетическая предрасположенность к появлению аномалий в слуховой системе.

[], [], [], []

Первичный дефект

Первичным дефектом называется нарушение, которое вызвано непосредственно действием повреждающего фактора и является основой или причиной последующих изменений. Если говорить о слабослышащих и глухих – таким дефектом является частичное или полное отсутствие слуха.

То, как проявляется это нарушение и как сказывается на жизни человека, зависит от многих факторов. Наиболее важными критериями для оценки общего состояния являются:

  1. Степень недостатка остроты слуха.
  2. Возраст, когда возникла данная проблема.
  3. Условия, в которых рос и развивался человек.
  4. Индивидуальные особенности человека, в том числе интеллектуальные способности.

Последние критерии особенно важен при оценке тяжести вторичного и третичного дефектов, так как условия могут способствовать адаптации человека с ограниченными возможностями к социальной активности или мешать этому. Именно от этого зависит, какими будут последствия проблем со слухом.

Для того чтобы сформировать оптимальные условия для каждого человека, который столкнулся с такой проблемой, необходима классификация вариантов первичных нарушений. Это поможет распределить пострадавших по группам и для каждой из них подобрать подход, который поможет им хотя бы частично адаптироваться к жизни и самостоятельно заботиться о себе

Наиболее важной является классификация, основанная на проверке слуха и оценке выраженности нарушений. Также большое значение имеет то, когда и как человек потерял слух

По степени выраженности

Потеря слуха может быть частичной или полной. Между тем выраженностью проблемы и тем, насколько сложно будет человеку самостоятельно взаимодействовать с окружающими, существует прямая связь. Соответственно, от этого зависит и то, какая помощь ему нужна.

Выраженность первичного дефекта обычно оценивают по тому, на сколько дБ снижен слух по сравнению со здоровым человеком:

  1. До 50 дБ – первая категория слабослышащих. Они слышат обычную речь на расстоянии более метра, но хуже, чем здоровый человек. Шепот могут разобрать только возле ушной раковины. Такие пациенты обычно обходятся без слуховых аппаратов и не испытывают при этом значительных затруднений в общении.
  2. От 50 до 70 дБ – вторая категория слабослышащих. Хорошо слышат речь на расстоянии до 1 м. При наличии слухового аппарата могут легко общаться. Детям с таким уровнем слуха рекомендуется учиться в обычной школе.
  3. От 70 до 80 дБ – третья категория. Значительная потеря слуха. Такие слабослышащие распознают речь на расстоянии не более шага, шепот не воспринимается. Даже со слуховым аппаратом обучение должно проходить в специализированной школе для слабослышащих.
  4. Свыше 80 дБ – глухие. Не слышат ни речь, ни шепот даже непосредственно возле уха. Для таких детей обучение наиболее сложно и возможно только в специальной коррекционной школе по методикам для глухих.

Первая категория слабослышащих может адаптироваться и взаимодействовать с окружающими на хорошем уровне даже без посторонней помощи. В некоторых случаях до проверки слуха родители могут даже не догадываться, что у их ребёнка есть такая проблема.

По времени возникновения

Существует несколько вариантов того, по какой причине человек потерял слух. Это может быть врождённая или приобретенная патология.

Возможные причины:

  • Наследственность.
  • Тяжелые инфекции, перенесённые мамой ребёнка во время беременности, например, краснуха.
  • Различные заболевания, поражающие ухо, отит вследствие простуды или осложнения какой-то болезни.
  • Травматическое повреждение.

Разнообразие причин показывает, что нарушение слуха может возникнуть на любом этапе развития. Соответственно, это очень сильно сказывается на том, насколько сильным будет вторичный дефект, то есть последствия.

Выделяют три основные категории оглохших:

  1. Врождённая патология или оглохшие в младенчестве. Такие пациенты никогда не пользовались слуховым анализатором, поэтому их развитие изначально происходит с исключением этой сферы взаимодействия с окружающим миром.
  2. Пациенты, потерявшие слух в детстве. Без обучения приобретённые навыки общения быстро теряются.
  3. Нарушения слуха, приобретённые в относительно взрослом возрасте. Такие люди долго помнят звучание слов и звуков, выраженность последствий (вторичного и третичного дефектов) минимальна.

Нарушение слуха – первичный дефект, из-за которого в дальнейшем развиваются нарушения и некоторых других функций. Независимо от того, в каком возрасте произошла потеря остроты восприятия звука, если она утрачена полностью, человеку нужны поддержка и специальное обучение для того, чтобы общаться с другими людьми.

Почему у человека может развиться нарушение остроты слуха

Все причины потери слуха могут быть врождёнными или приобретёнными. Первый тип факторов приводит к тому, что тугоухость формируется ещё до рождения, или же вскоре после появления ребёнка на свет.

Среди врождённых причин медики называют:

  • генетическую предрасположенность;
  • инфицирование матери возбудителями кори, краснухи, сифилиса во время вынашивания плода;
  • недостаток массы новорождённого;
  • тяжёлую форму желтухи в первый месяц после рождения;
  • неадекватное употребление беременной лекарств группы аминогликозидов, противомалярийных средств, диуретиков, цитотоксических медикаментов.

Группа приобретённых причин приводит к тугоухости или глухоте в любом возрасте.

К ним относятся:

  • некоторые инфекционные болезни (менингит, свинка, корь, грипп);
  • хронические инфекционные и воспалительные процессы в ушах;
  • применение таких лекарственных средств, как препараты против малярии, неонатальных инфекций, лекарственно устойчивых форм туберкулёза, онкологических процессов;
  • травмы головы, ушей, шеи;
  • профессиональные условия, например, работа с источниками очень высокого уровня шума;
  • процессы старения;
  • хронический отит среднего уха;
  • серные пробки или инородные предметы, которые блокируют наружный слуховой проход;
  • продолжительное воздействие громких звуков, например, при прослушивании музыки через наушники при высокой громкости, частое посещение концертов, ночных клубов, стадионов, баров.

Поражение сосудов головного мозга в результате инсульта, отосклерозе и атеросклерозе также может вызывать у человека глухоту и тугоухость.

Идиопатическая глухота возникает в результате перенесённых тяжёлых инфекций, травмирования головы и шеи, приёма ототоксичных препаратов, аутоиммунных нарушений.

Дефекты: громкость, обнаружение частот, распознавание звуков

Минимальная громкость, которую может воспринять индивидуум, называется порогом слышимости. Эту величину можно измерять с помощью поведенческих аудиограмм. Делается запись звуков от самых тихих к более громким различных частот, которые должны вызывать определённую реакцию проверяемого. Также существуют электрофизиологические тесты, результат которых не зависит от поведения испытуемого.

Нормальный порог чувствительности для различных частот различается у разных видов животных. Если звуки различной частоты проигрывать с одинаковой амплитудой, то одни будут казаться громкими, другие тихими, а некоторые вообще неслышимыми. В общем случае, при повышении громкости или амплитуды звук становится лучше различимым. Обычно, если животное использует звуки для общения, то частоты, используемые в нём, лучше воспринимаются слуховыми органами, чем остальные. Такая «настройка» существует на многих уровнях слуховой системы, начиная со строения уха и заканчивая нервами и участками мозга, ответственными за обработку звуков.

Говорят, что индивидуум страдает нарушением слуха, если у него ухудшается восприятие тех звуков, которые обычно воспринимаются особями его вида. У людей термин «нарушение слуха» обычно употребляется к тем, кто частично или полностью потерял способность различать звуки на частотах человеческой речи. Степень нарушения определяется по тому, насколько громче по сравнению с нормальным уровнем должен стать звук, чтобы слушатель начал его различать. В случаях глубокой глухоты слушатель не может различить даже самые громкие звуки, издаваемые аудиометром.

Ещё одним параметром, по которому может развиться нарушение слуха, является качество звука. У людей такие нарушения обычно выявляются тестами на распознавание речи (то есть речь должна быть не только услышана, но и понята). Нарушение распознавания звуков отдельно от общего ослабления слуха встречается крайне редко.

Причины потери слуха во внутриутробном периоде

Причины потери слуха во внутриутробном периоде могут быть внешними или внутренними.

Основная внешняя причина – перенесённые матерь во время беременности (особенно в первом триместре) инфекционные заболевания. 

К самым опасным болезням для развития плода относятся:

  • корь
  • гепатит
  • герпес
  • краснуха
  • цитомегаловирус
  • сифилис и токсоплазмоз.

Кроме того, причиной потери слуха могут стать осложнения при родах и родовые травмы, врожденная деформация слуховых косточек, атрофия слухового нерва, недоношенность, низкий вес при рождении, асфиксия (то есть недостаток кислорода при рождении). Очень опасны для развития слуха и химические отравления плода. Ещё причинами внутриутробного нарушения слуха могут быть употребление матерью алкоголя, наркотических веществ, никотина и нахождение в радиоактивной среде.

Однако, более распространённые причины внутриутробного нарушения слуха – внутренние, генетические. Более 50% тугоухости и глухоты – наследственное заболевание. Эта проблема может усугубиться при лечении определёнными видами антибиотиков и лекарственных препаратов

Именно поэтому будущей матери важно сразу предупреждать врачей о наследственности своего ребёнка, чтобы в случаях необходимости медикаментозного вмешательства те смогли подобрать лечение, максимально безопасное для ребёнка

Кроме того, особую опасность представляет так называемая ядерная желтуха новорождённых. Эта болезнь возникает из-за несовместимости резус-факторов крови матери и ребёнка. Из-за этой болезни организм новорождённого подвергается опасной для слуховых нервов билирубиновой интоксикации. Как следствие – может развиться неврит слухового нерва, который и становится причиной снижения слуха.

Все эти проблемы влияют на правильное развитие органа слуха у ребёнка. Большинство вышеописанных факторов становятся причинами неправильного кровообращения во внутреннем ухе, что и приводит к дальнейшим нарушениям в работе этого отдела и становится причиной нарушений слуха.

Следует помнить, что если причины снижения слуха не удалось предвосхитить и устранить в самые короткие сроки, то ребёнку с абсолютно любой степенью и формой тугоухости нужна комплексная помощь и особый подход в воспитании и в особенности – в речевом развитии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector